Посещение театра, концертного зала, музея и художественной
выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных
установлений.
Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые
пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный
и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм
женщины могут скромными украшениями. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам — вечерние платья и перчатки. При
этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ
спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра
будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно
ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).
Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако
если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно
беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к
своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля
или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.
Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В
гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю
одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе
женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре
нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать
обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду
и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу
или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате.
В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен
терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение
газеты, журнала или книги, что считается дурным тоном. Единственное,
что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или
концерта и прочесть ее.
В том случае если места находятся в ярусе, то мужчина при подъеме
должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на
полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если
спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две
женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем
садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть
так, чтобы не оказаться' рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.
В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей,
то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее —
вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех
пригласил (исключение составляют женщины).
Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение
постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также
разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время
что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т.
п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует
тихо извиниться перед соседями и покинуть зал. Так же нужно сделать,
если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись
просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.
Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не
стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, будто дома у вас
вовсе нет продуктов и вам нечего будет поесть. В театральном буфете для
утоления легкого голода достаточно приобрести напитки, пирожное или
мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама
же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем
месте.
Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм
театрального этикета считается уход из зрительного зала во время
продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный
зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными
аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру. Для
аплодисментов также существуют свои правила.
Так, аплодировать принято:
— в театре: после завершения последнего акта пьесы;
после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во
время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися
талантами актера;
— на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.
Не нужно аплодировать:
— во время исполнения или игры актеров;
— во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического, произведения.
Если в театре или на концерте присутствовали двое, мужчина и
женщина, то первым после завершения спектакля или выступления со своего
места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и
мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла
группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен
встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение
составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине
трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу.
|