При подборе цветовой гаммы коллекции дизайнеру важно учитывать
правила сочетаемости используемых цветов. И хотя, как говорят, правила
существуют для того, чтобы их нарушать, теоретические основы
взаимодействия цветов должен знать каждый уважающий себя дизайнер.
Итак,
Существуют хроматические и ахроматические цвета.
Ахроматические – белый, серый и черный. Белый является наиболее ярким ахроматическим цветом, чёрный - наиболее тёмным.
Хроматический круг – это диаграмма цветов, в основе
которой лежит взаимодействие трех основных цветов: красного, желтого и
синего. Они определяются как основные, потому что не могут быть
разделены на другие цвета. Если смешать основные цвета между собой,
получим остальные цвета, которые мы определяем как вторичные.
Все промежуточные цвета в цветовом круге, включая главный, их образующий, цвет, относятся к родственным
(причем главные цвета, расположенные рядом, родственными не являются).
В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов:
желто-красные, желто-зеленые, сине-зеленые, сине-красные. Гармонии
родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех
же главных цветов. Родственные хроматические сочетания представляют
собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, а введение примесей
черного и белого цветов усиливает их эмоциональную выразительность.
Цвета, которые в цветовом круге расположены в смежных четвертях, называются родственно-контрастными.
Сочетания родственно-контрастных цветов — это наиболее распространенный
и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых
гармоний. Далеко не все сочетания такого рода в одинаковой степени
гармоничны. Художественная практика показывает, что
родственно-контрастные цвета гармонируют друг с другом, если количество
объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных
цветов в них одинаковы. Простейшее гармоничное сочетание
родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к
ним ахроматических или цветов из их теневого ряда.
Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним.
Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное
впечатление, например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.
Контрастные (дополнительные цвета) располагаются в
противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое
сочетание, поэтому оно применяется там, где необходимо привлечь
внимание.
• К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть
прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности.
Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно
дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически
богаты. • К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен
один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные
зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить красно-синим
цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.
Удачные сочетания цветов
Красный |
зеленый, серый, синий |
Малиновый |
жемчужно-серый, розовато-лиловый |
Темно-красный (бордо) |
черный, темно-голубой, беж |
Густо-розовый |
различные оттенки голубого |
Оранжевый |
фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий |
Салатно-желтый |
бледно-розовый, серовато-голубой |
Желтый |
фиолетовый, голубой |
Бледно-желтый |
светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый |
Золотистый |
светло-серый, зеленый, темно-красный |
Темно-зеленый |
коричневый, беж |
Серо-зеленый, цвет морской волны |
васильковый, оранжевый |
Бледно-зеленый |
розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый |
Синий |
желтый, песочный, оранжевый |
Серо-голубой |
бордо, серый |
Бледно-голубой |
бледно-сиреневый, бледно-желтый |
По мнению французских дизайнеров всегда уместно сочетание следующих цветов: светло-коричневый
с черным, серый с красным, серый с розовым, серый с белым, серый с
голубым, горчичный с черным, красный с нежно-голубым.
Таблица примеров плохого стиля в сочетании цветов в моделях одежды
Красный |
Фиолетовый, кирпичный, коричневый, каштановый, красновато-желтый |
Розовый |
Синий, красный, каштановый, сиреневый |
Оранжевый |
Красный |
Коричневый |
Бордо, каштановый, сиреневый, розовый |
Желтый |
Бордо, розовый |
Голубой |
Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый |
Синий |
Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый |
Фиолетовый |
Красный, кирпичный |
Сиреневый |
Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый |
Бордо |
Сиреневый, каштановый, красный, золотистый |
Серый |
Коричневый, беж |
Не советуют также модельеры располагать рядом теплые и холодные оттенки одного цвета. Еще немножко психологии • Сочетание фиолетового и серого в вашей одежде говорит о том, что у вас развито чувство прекрасного, а идеалы красоты высоки. • У примерившего на себя одновременно жёлтый и фиолетовый очень развита фантазия, это прирожденный путешественник. • Фиолетовый
с коричневым говорят о вашей привязанности к наслаждениям в еде,
роскоши, жажде покупки одежды и в целом новых приобретений. А в
сочетании с чёрным фиолетовый говорит о потребности к подражанию. • Красный
и фиолетовый — очарование эстетики и эротики, всего, что может
взволновать. Синий и фиолетовый рассказывают о стремлениях к нежности и
чувственности. • Зелёный и фиолетовый — стремление заручиться
поддержкой окружающих, завоевать их расположение, однако, и нежелание
брать на себя ответственность. • А синий и жёлтый выбирает тот, кто хочет быть понятым и сам понимать, кому не хватает немного любви. • Синий с чёрным — покой, а синий с серым — некоторая отстраненность. • Контраст синего и красного говорит о гармонии и эмоциональности. Коричневый и синий — для нуждающихся в заботе и комфорте. • Самоуверенны
и осмотрительны персонажи, предпочитающие сочетание серого и зелёного.
Синий с зеленым - это говорит о логичности, излишней аккуратности и
контроле. • Владелец наряда, где главенствуют зелёный и красный,
повышает свой авторитет, впрочем, зелёный с жёлтым — признание
окружающих и самого себя. • Роковое сочетание красного и чёрного говорит о чрезмерных желаниях, а красного с серым - об импульсивности. • Зелёный и чёрный — патологическое упрямство, а жёлтый и чёрный — своеволие. • Красный и жёлтый — жажда знаний и исследований, красный и коричневый — самоудовлетворение. • Серый и жёлтый — неуверенность. А жёлтый и коричневый — свобода без конца и края, безграничная. • Зелёный
и коричневый — необходимость в покое, вместе с черным последний
означает отказ от всего, кроме физического удовольствия. • Серый и
чёрный — замкнутость в себе и закрытость от окружающего мира. А серый и
коричневый, наоборот, - необходимость внимания со стороны.
|