Я
бы начал с Индивидуальности. С тех качеств, которые в будущем будут
ценить в вашем ребенке его друзья, любимые люди, коллеги... Из чего
складывается индивидуальность? Достаточно сложный вопрос. Очень много
составляющих. Но одно я могу точно сказать: индивидуальность составляют
те черты, к которым человек пришел сам. На своих неудачах и успехах,
ошибках и верных решениях.
Родителям
многое приходится давать своему ребенку, они, в плане приспособленности
к жизни, начинают с чистой страницы. Но, как и в любом деле, в процессе
воспитания важна мера. Где-то не дожали, где-то перегнули, где-то
угадали, почувствовали, послушали интуицию, сердце, здравый смысл...
Итак,
я начал с индивидуальности. Потому что деньги так или иначе участвуют в
жизни детей. А значит факт их получения можно считать одним из
инструментов воспитания детей. Давать или нет А дав — лишать ли? Сколько? От ответов на эти вопросы будет зависеть многое в жизни вашего ребенка.
С одной стороны, умение обращаться с деньгами — скорее плюс, чем минус.
Научившись этому, он научится самоорганизации, умению распределять
что-либо ограниченное, понимать, почему он хочет, но не имеет в жизни
тех или иных вещей. Подойдя к взрослости, такой человек уже не будет
питать лишних иллюзий и ожидать «манны небесной». Безусловно, сказать
наверняка — сложно, но шансы неплохие.
С другой стороны,
лишаясь денег в силу тех или иных обстоятельств, ребенок может сделать
неправильные выводы или слишком расстроится. Деньги также, если их
немало, являются верным путем к избалованности, склонности решать
какие-то ситуации не теми методами. Те самые родители, что компенсируют
собственный трудоголизм или просто отсутствие их в жизни детей щедрыми
инвестициями в карман ребенка — они же стали такими, их тоже кто-то
воспитывал!
На данный момент в мире существует масса схем и
теорий, связанных с наличием, частотой и размерами карманных денег для
детей. Одни предлагают привязывать к возрасту или ориентируются на
суммы, которые отпускаются родителями друзей собственного ребенка,
другие платят за домашний труд, школьные оценки, спортивные достижения
и просто за поведение. В Германии размеры карманных денег вообще
регулируются государством. Однако, я не согласен ни с одной из этих
теорий. Мне больше понравилось мнение многих психологов по этому
вопросу. А именно — индивидуальный подход. Я не зря начал статью с
понятия индивидуальности. Какому-то характеру деньги могут навредить, в
ином — воспитать предпринимательские качества. Одним детям хочется
подарить что-то маме на праздник, другие тратят деньги на запретные
плоды.
На вопрос «Давать ли?» я бы ответил положительно.
Разумные свободные деньги (помимо школьных завтраков) могут чему-то
научить. Наличие каких-то денег даст ребенку право чувствовать себя
взрослым и самостоятельным. А это, согласитесь — не лишне. Если давать, то сколько?
Главная сложность, на мой взгляд, заключается в количествах. Карманные
деньги не должны привязываться ни к чему, кроме семьи и самого ребенка.
У всякого свой бюджет. Дайте столько, сколько вы спокойно можете дать.
Если ваш доход низок и суммы получаются очень маленькие, то, без нужных
слов, у ребенка может появиться подобие комплекса неполноценности перед
одноклассниками и сверстниками-друзьями. Тут может помочь должная
осведомленность ребенка в финансовых вопросах семьи. Не стесняйтесь
разговаривать с ним о том, как достаются вам деньги и сколько их уходит
на те или иные нужды. Быть может, не сразу, но со временем ребенок
поймет, что дело не в вашей жадности, а в «правде жизни», как бы
банально это не звучало. Зная все это, ребенок имеет шанс свою жизнь
сделать чуть более красивой. Не исключено, что он поможет вам в
старости.
Складывается совершенно другая ситуация, если вы не
стеснены в средствах. Нет, я не говорю, что в богатой школе не найдутся
дети, чьи родители щедрее вас. Обязательно найдутся. Но при больших
суммах вы рискуете воспитать в ребенке еще и неправильное отношение к
деньгам, некоторое высокомерие, возможно, даже презрение к тем, у кого
денег немного. В общем-то, побочный эффект от денежной избалованности
очевиден.
В вопросе о размерах сумм могут помочь некоторые
наблюдения за вашим ребенком (впрочем, это полезно и без данного
вопроса). На что он просит у вас, имея свои деньги? Какие делает
подарки вам или своим друзьям? Умеет ли откладывать? Не появляются ли с
деньгами вредные привычки? Сколько сладкого ребенок ест в неделю?
Ответьте на все эти и многие другие вопросы и вы сможете выявить
нормальные потребности своего ребенка и отсечь излишества.
Итак, почему все-таки индивидуальность? Представим, что вы не даете
своему ребенку деньги, покупая сами нужные вещи. Нужные вещи. А какие
именно? Кто оценит их нужность? Покупая все по первому требованию
(отдавая право выбора ребенку) вы рискуете задавить в характере всякую
самостоятельность и приучить чадо к тому, что вы всегда стоите за его
спиной и готовы все исправить. Решая же самостоятельно, что нужно
ребенку, есть опасность не учесть его желания, помешать развитию
какой-то черты или увлечения, которое, быть может, очень важно в его
будущей жизни. Конечно, всегда можно найти золотую середину. И мне
думается, что одна из них — как раз умеренные карманные деньги. Они не
помешают. Но будьте бдительны...
«Мне, пожалуйста, вот эти конфеты и и сок для мамы!»
|