«Не буду! Не бууудуууу!» — пронзительный детский крик перекрывал
музыку, играющую в холле торгового центра. Сплошной поток посетителей
обтекал маленький островок у эскалатора: кудрявый белокурый мальчик
четырех-пяти лет лежал на полу, колотя руками и ногами по гранитному
полу и истошно вопил. Рядом суетилась взъерошенная мама; она безуспешно
пыталась поднять мальчишку и оглядывалась вокруг со смущенным и
извиняющимся выражением на лице. Люди проходили мимо, некоторые
задерживались, чтобы посмотреть — кто-то сочувственно, кто-то
осуждающе. «Совершенно не умеют воспитывать детей, ремень по нему
плачет!», — презрительно бросил грузный мужчина. «Бедный малыш, ну
зачем она его заставляет, раз он не хочет что-то делать!», —
сочувственно покачала головой худенькая шатенка. «Господи, ну когда
закончится этот ад, — бормотала то краснеющая то бледнеющая мама
мальчика. — Еще одна истерика — и я отправлюсь прямиком в дурдом!»
Истерики и капризы — один из главных «подарков», поджидающих родителей взрослеющего ребенка. Как
правило, их пик приходится на возраст с 2 до 5 лет — в зависимости от
пола и темперамента детки. Утешительная новость в том, что абсолютно
спокойных и никогда не плачущих и не скандалящих малышей просто не
бывает. Плохая новость — нередко родители, избрав ошибочную
стратегию поведения, затягивают проблемный период или даже невольно
перемещают его в патологическое русло.
Детский плач становится фоновым звуком во многих семьях, где появился
новорожденный. Не умеющий иначе выражать свое мнение и ощущения карапуз
сигнализирует о том, что ему требуется помощь или внимание. Психологи
считают, что частый плач и «плохое» поведение в возрасте до 18 месяцев
не являются признаком собственно капризности или истеричности:
ребенок еще только изучает возможности собственного поведения и
«тестирует» родителей. Требовательные в младенчестве дети вырастают
вполне спокойными и ласковыми, если родители не пытаются их
«воспитывать»: попытки привить ребенку какие-то правила поведения в
этом возрасте попросту бессмысленны, и плачущего и куксящегося ребенка,
как правило, достаточно просто отвлечь или уделить ему внимание,
которого он ждет и которое заслуживает. Современные специалисты
однозначно сходятся во мнении, что практика «выплакивания», популярная
еще десятилетие назад (особенно в рамках приучения к самостоятельному
засыпанию), приносит негативные плоды, отрицательно влияя на психику
маленького человека.
Итак, если ребенок подвержен частым сменам настроения или то и дело
закатывает истерику, нельзя это игнорировать и пускать на самотек.
Реагировать обязательно нужно, но реагировать правильно.
Театр начинается… со скандала
Необходимо выяснить, что такое каприз и где начинается истерика. В
педагогической и психологической литературе каприз означает стремление
к достижению недостижимого или даже запретного. Каприз
может принимать странные, нелепые и необъяснимые формы — ребенок
отказывается есть борщ и требует ананас, или хочет немедленно поехать к
бабушке в другой город. Нередко совсем маленькие дети, 2-3 лет, сам не
могут толком объяснить, что им нужно, перескакивая с одного на другое —
дело даже не в том, что их речь недостаточно развита, а в особенностях
незрелого мыслительного процесса: ребенок не может разобраться в своих
желаниях и расставить их по ранжиру. Каприз — это то самое бесконечное «не хочу, не буду, буду, но не это, дай, убери».
Истерика — это игра на публику, представление. Истерика
усиливается тем больше, чем активнее отклик зрителей — родственников
или случайных прохожих. То есть чем сильнее ваше стремление успокоить ребенка, тем сокрушительнее развивается приступ.
Характерными для нее оказываются громкий плач, крики (часто
обличительные, в адрес родителей или сопровождающих лиц), иногда даже
членовредительство (ребенок бьется головой, щипает или царапает сам
себя).
Капризы и истерики нередко идут рука об руку, истерика вытекает из каприза. Спровоцировать
оба явления могут дискомфорт любого рода, утомленность, неудобная
одежда, плохое самочувствие, в том числе вызванное хроническим
нарушением сна или аллергическим приступом. А причин у них
множество, и в основе большинства из них лежит… несогласованная
стратегия воспитания и нарушение системы авторитетов внутри семьи. Это
особенно ярко проявляется в случаях, когда ребенок регулярно закатывает
истерики одному из родителей и ведет себя как паинька с другим. И когда
«добрый» дедушка покупает запрещенный мамой чупа-чупс, пострадает не
только мама — капризы расшатывают психику ребенка, формируя у него
истерический стереотип поведения, при котором человек привыкает
добиваться своего при помощи скандала.
В случае, если поведение ребенка и частота истерических приступов у
него вызывают у вас тревогу, обязательно обратитесь к специалисту. Но
для начала попробуйте найти свой собственный «ключик», запирающий
плохое поведение детки на замок.
— наблюдайте за ребенком, чтобы научиться чувствовать, когда он
начинает впадать в «пограничное» состояние. Легче предотвратить
приступ, чем бороться, когда он уже начался. Очень важен режим дня — не
жертвуйте дневным сном ради похода в магазин, следите за тем, чтобы
ребенок был сыт и не испытывал жажды, даже если он заигрался и сам не
просит еды или воды.
— честно и спокойно предупреждайте о последствиях: если ребенок не
хочет есть то, что на ужин у всей семьи, ему придется провести вечер в
одиночестве в своей комнате.
— творчески пользуйтесь приемом переключения внимания, отвлекая
начавшего капризничать ребенка. Отвлекающим фактором может быть игра,
действие, наблюдение.
— не забывайте о том, что маленькому актеру, устраивающему
истерическое представление, требуется публика. Как бы ни было вам
трудно в этот момент, отвернитесь и уйдите. Не реагируйте на то, что
делают или говорят посторонние. По прошествии приступа обсудите его с
ребенком: сообщите, что так вести себя нельзя, и если он что-то
захотел, ему нужно было попросить вас об этом. Научите малыша
извиняться за недостойное поведение. Поддерживайте его уверенность в
том, что если он просит вас о чем-то вежливо и спокойно, он с большой
долей вероятности получит желаемое.
«Мама, я тебя ненавижу!»
Для любой матери нет ничего больнее этих слов, но, к сожалению, в
определенный период развития ребенка они могут прозвучать из его уст.
Конечно, в глубине души мы твердо знаем, что в действительности детка
не может ненавидеть маму. Но детская игра наносит настоящие раны…
Дело в том, что малыши не владеют изящной словесностью. Если они злы —
они демонстрируют это непосредственно и всеми доступными способами.
Помогите ребенку четче распознавать и заявлять свои эмоции.
1. Читайте между строк. Возможно, словами «я ненавижу тебя»
ребенок демонстрирует свою фрустрацию или страх, опосредованно
связанный с вами. Попробуйте выяснить, что конкретно стало причиной его
«ненависти». 2. Помогите ему распознать злость. Обсудите, что он чувствовал,
когда разозлился, какое событие привело к этому. Ребенок должен
запомнить название эмоции, чтобы научиться справляться с нею. 3. Подскажите правильные слова. Объясните, что вместо «я
ненавижу тебя» стоило бы сказать «я злюсь и мне нужна помощь». Сделайте
акцент на том, что вам было больно и неприятно оттого, что он
использовал не те слова. 4. Следите за собой. Дети очень внимательны и копируют поведение
окружающих их взрослых. Это «ненавижу» ребенок услышал от кого-то в
сходной ситуации и применил без лишних раздумий при первом удобном
случае.
Каждая из нас хочет быть влиятельной, успешной, уверенной в себе женщиной. В этом разделе Вы найдете советы, решения, как стать таковой. Читайте, анализируйте, делайте для себя выводы и успех не заставит Вас ждать. Удачи Вам!!!