енщина у руля
Женщина
и бизнес (в широком понимании слова, дело как таковое – коммерческое,
общественное) – тема для полноценного социологического исследования, на
основании которого, наверное, можно дать точные ответы на вопросы,
почему и как. Мы же совместно с экспертами попробуем сделать лишь общий
вывод об успешности или провале этого яркого тандема.
Мужчины
давно научились оценивать деловые качества противоположного пола, а
женщины доказали свою способность управлять компаниями и зарабатывать
большие деньги – об этом свидетельствуют многочисленные российские и
зарубежные исследования. Сейчас в России женщины возглавляют не только
косметические компании и модельные дома, но и участвуют в управлении
крупными металлургическими, строительными и прочими корпорациями. Стоит
заметить, что первыми сферами деятельности в нашей стране, где
способности женщин как топ-менеджеров были по достоинству оценены,
считаются банковский бизнес и область высоких технологий. По
прогнозам специалистов, к 2007 году число женщин-руководителей малого и
среднего бизнеса в России достигнет 65%. Такие данные были получены в
ходе исследования, проведенного в рамках работы ассамблеи «Женщины –
лидеры новой России. Социальные и экономические инициативы». Консалтинговая
компания «Грант Торнтон» смотрит на российских женщин еще более
оптимистично, их опросы показывают, что в России среди высшего
руководства фирм или компаний почти 70% женщин, чуть меньше
женщин-начальниц на Филиппинах – 65%, а замыкают тройку США.
Американок, которые могут занимать руководящие посты, всего 60%. В
других странах женщин-руководителей не очень много. Меньше всего их в Японии
– 8%, сообщает агентство. Причин тому специалисты видят несколько: это
отсутствие опыта в управлении бизнесом, исключение женщин из
неформального сообщества коллег-мужчин, а также стереотипы и
предубеждения, которые мешают представительницам слабого пола быть
лидерами на рабочем месте. Как видим, Россия уже практически пережила
этот «недуг». По данным исследований, в стране с 2000-го по 2005 год
число женщин, занимающих лидирующие позиции в управлении, выросло в два
раза. В то же время число мужчин-управленцев осталось без изменений. Можно
предположить, что для женщины секрет успеха в бизнесе заключается в
том, чтобы приобрести мужские черты характера – не только для
взаимопонимания с представителями сильного пола, но и для достижения
тех результатов, которые необходимы для признания ее профессиональных
достоинств. Вспомним хотя бы историю Ольги Дергуновой.
Корпоративная культура Microsoft – соревновательная, агрессивная, то
есть «мужская». Вряд ли в штаб-квартире решились бы назначить русскую
женщину главой представительства, если бы не были убеждены в ее
способности принять корпоративный стиль. Но поскольку в деловом мире
человек действительно оценивается по способности достигать целей,
зарабатывать деньги, приносить прибыль, то в конечном счете для
управления бизнесом становится неважно – мужчина или женщина руководит
компанией. Сегодня
все большее число серьезных исследований, проведенных в различных
отраслях, свидетельствует: результаты, достигнутые
женщинами-руководителями, оцениваются выше, чем результаты
мужчин-руководителей. Причем и коллегами одного с ними ранга, и
подчиненными, и высшим руководством. «Да, женщины традиционно являются
носителями устоявшихся нравственных, морально-этических и
гуманистических ценностей, отличаются большей терпимостью и склонностью
к компромиссу. Но вспомните «железную леди» или неутомимую г-жу
Новодворскую – и придется отказаться от столь категоричных утверждений
по поводу гуманности или толерантности. Похоже, чем выше статус или
мера ответственности, тем безжалостнее срабатывают законы естественного
отбора в естественном мире. В политике и среднем бизнесе уже нашлось
место для женщин, но их не видать среди олигархов. Не дамское это
дело…», – считает ведущий специалист по психологии индивидуальности,
консультант с 22-летним стажем Екатерина Собчик. Женщины быстрее принимают решения, более склонны к совместной работе и почти не ищут личной славы, считает она. Президент московского клуба бизнес-тренеров Михаил Молоканов
согласен с такой постановкой вопроса: «Женщины получают более высокий
рейтинг именно из-за качеств, необходимых для преуспевания в век
глобальной информации, когда так важны умение работать в команде и
партнерство». Так что сегодня не должен вызывать удивления тот факт,
что некоторые руководители, выбирая при найме на руководящую работу
между равными по квалификации кандидатами мужского и женского пола,
отдают предпочтение женщине, потому что уверены: женщина сделает работу
лучше. По
словам консультантов, те служащие, кто чувствует заботу своих шефов или
получает от них поощрение, как правило, выполняют работу качественно. И
руководители высшего эшелона, умеющие гасить конфликтные ситуации,
добиваются лучших результатов. Бизнес-тренер, автор и координатор
проекта «Стратегии и тактики продаж» Дмитрий Норка
(г. Москва) замечает, что женщины работают так многие годы, но их
поведение зачастую недооценивается, поскольку их намерения бывают
неправильно понятыми. Скажем, женщина-руководитель, которая тратит свое
время, чтобы поговорить с сотрудником, пропустившим совещание, может
восприниматься просто как приятный человек. И никому не приходит в
голову, что тем самым она пытается убедиться в том, достаточно ли у
персонала информации для принятия важного решения. Ее деловые поступки
не видны, так как сотрудники нередко объясняют ее поведение лишь
добротой. Между
тем женщины-предприниматели сегодня меняют лицо российской экономики –
говорят эксперты, занимающиеся исследованиями гендерных аспектов
российского предпринимательства. Все
последнее десятилетие в России постоянно увеличивается число
коммерческих предприятий, принадлежащих женщинам. В настоящее время они
возглавляют почти 8 млн малых предприятий. К тому же женщины в два раза
чаще, чем мужчины, создают новые компании. Основанием для открытия
собственного бизнеса для представительниц прекрасного пола чаще всего
является внутренняя потребность реализоваться, стремление к
самовыражению. Все
больше женщин сегодня занимают руководящие должности в тех сферах,
которые считаются исконно мужскими, и, заметьте, работают не менее, а
то и более успешно, чем их коллеги-мужчины. Это не следствие того, что
в последнее время появилось больше умных, высокообразованных и
независимых женщин, – их всегда было немало. Просто сегодня больше
возможностей реализовать этот потенциал. Доктор социологических наук,
профессор кафедры управления персоналом и организационного развития
Академии народного хозяйства при правительстве РФ Нина Павлова
считает, что все зависит от самой женщины: «Смотря какую цель она себе
ставит – если ей удобно быть мамой и полностью посвятить себя семье,
это тоже ее выбор. Все в итоге зависит от самого человека, от сферы его
интересов и целей в жизни». По
мнению Екатерины Собчик, мужские приемы уместны для женщин с
соответствующим характером. Другим целесообразнее использовать
богатейший потенциал, отмеренный природой, и – творить, искать, думать.
Женщины хорошо адаптируются в менеджменте благодаря умению выстраивать
личные отношения, своей интуиции, с помощью которых находят то же
решение проблемы, к которому мужчина придет через аналитику. Галина Волкова
|